Поддержка инвесторов +7 (927) 640-90-80


Индивидуальные нейротрекеры и возможность быть никем: как изменится общество через 20 лет

Сервис подписки на возраст, цифровое материнство, экспириенс-карты и возможность быть никем — эти концепции ближайшего будущего представил дизайнер, преподаватель и сооснователь школы Bang Bang Education Дмитрий Карпов на фестивале креативных индустрий G8. Мы записали главные тезисы его выступления, посвященного онтогенезу человечества.

ПОЯВЯТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НЕЙРОТРЕКЕРЫ

Индивидуальный нейротрекер — это новый тип гаджета, который будет сопровождать человека и помогать ему с обучением и самореализацией.

Причем интерфейс будет развиваться вместе с человеком. Ребенок сначала не читает, ему не нужен текст. Интересно подумать, каким будет интерфейс для него в этом возрасте. По мере того как он начинает понимать визуальный язык, интерфейс для него усложняется.

То есть ты не докупаешь модуль [чтобы расширить возможности устройства], а модули в операционной системе сами появляются, потому что тебе интересней читать, чем смотреть, или тебе интереснее слушать, чем читать. И тогда интерфейс твоего фотошопа, например, перестает быть текстовыми кнопками, а становится набором звуковых команд.

Твоя операционная система адаптирована. Она узнает тебя по лицу и ждет, что ты ей скажешь. И это не Сири, а что-то более знакомое. Она разговаривает голосом твоей мамы, потому что всю жизнь его записывала и знает, что его интонации будут с тобой работать именно так.

Резюме: нейротрекер позволяет обнаруживать стимулы вовлеченности человека в тот или иной процесс и когнитивный потенциал интересов личности. А значит появятся системы прогнозирования ранней одаренности.

"Можно посмотреть на этот индивидуальный нейротрекер не просто как на гипотезу, а на вещь, которая уже разрабатывается. Потому что если вам приходит в голову хорошая идея, значит где-то уже ее прототип прошел тестирование, и она ушла в стадию разработки. Это не значит, что вы плохо придумали. Это значит, что вы правильно мыслите".

ИГРЫ СТАНУТ ВАЖНОЙ СРЕДОЙ ОБУЧЕНИЯ

Игры перестанут восприниматься как объекты развлечения, а станут экспириенс-картами, или картами познания.

То есть мы будем знать, что человек, условно, прошел четыре экспириенс-карты, в которых ему был предоставлен моральный выбор. И в этом моральном выборе, выборе между предательством и выгодой, он выбрал выгоду. И честное слово, этому человеку надо учиться маркетингу. А тем, кто выбрал честь, доблесть и какие-то ачивки, связанные с волевыми качествами, вполне возможно надо идти на государственную службу. Они воровство и коррупцию будут воспринимать как не свойственными собственному статусу.

Таким образом игры станут социальной моделью общества и отношений и давать очень точный портрет человека. Так, например, когда ты видишь, как человек, пока два других его компаньона буквально истекают кровью за зергов, просто качает свой юнит, ты понимаешь, что партнерство с подобными людьми в бизнесе скорее всего будет развиваться по такой схеме: человек будет отстраивать свой маленький садик внутри вашего общего леса.

Резюме: игры будут собирать статистику, формировать карты познания для человека, а в эти карты будут встраиваться игровые формы симуляции и создавать индивидуальные игровые ситуации для обучения личности.

ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ИСЧЕЗНЕТ

Здесь еще важнее то, каким становится человек. Потому что, как мне кажется, каждому из нас сложно дать одно точное определение себя. Вопрос самоидентификации резко ставит тебя в определенные рамки. И здесь интересно, как следующее поколение, поколение ваших детей, будет идентифицировать себя. Для них уже, возможно, этой проблемы не будет. И это случится с детьми, которым сейчас по 10-12 лет.

Родители тебе говорят: «А что, ты так и планируешь прожить без образования?» И тебе в 13-14 лет кажется совершенно очевидным ответ «да! Мне оно не нужно».

"Вполне возможно, что информационное пространство в ближайшее время позволит 8-10-летнему ребенку для себя решить: я не знаю, кем хочу быть. Я не хочу быть никем. Я вообще думаю, что быть никем — это самое крутое в жизни. Я хочу не быть привязанным к чему-то, быть чистым файлом.

Это приведет к появлению других институтов — институтов, которые не будут навязывать стереотипы. Стереотип, что успешная жизнь — это наличие машины, квартиры, высокооплачиваемого труда, уйдет. Зато появятся другие вопросы: «Слушай, тебе уже 30 лет, а ты еще не записал ни одного рэп-альбома. Как так? Это же так легко».

Люди будут размышлять: классно, что у меня есть тайное гражданство в восьми государствах; записанный под именем другого человека альбом, который скачало 2 млн пользователей. И я не знаю, что такое популярность, потому что никто не связывает этот альбом со мной. Я могу не бояться за то, что все будут ассоциировать меня с этим исполнителем, говорить, что я исписался и так далее. Эти вещи уйдут и уйдет связанное с ними напряжение. Это будет основным вектором онтогенеза человека.

УПРАВЛЕНЦЕВ ЗАМЕНЯТ БОТЫ

Часто говорят, что исчезнет профессия таксиста. Вместо таксиста по улицам будут кататься автономные автомобили. Люди, которые так говорят, не понимают, что самая подверженная риску категория граждан — это управленцы. Заместители директоров по развитию или стратегии принимают важные решения для бизнеса. Но эту функцию проще отдать боту. Это будет дешевле, потому что чат-бот можно настроить так, чтобы он принимал решения правильно. Заместитель генерального директора может участвовать в каких-то коррупционных схемах. Чат-бот в них будет участвовать, только если его специально попросят.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ИНСТИТУТ СЕМЬИ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ

Институт семьи сам по себе будет меняться, так же как изменится и сам секс. Виртуального секса станет больше, даже среди подростков, которые будут многолетними любовниками с какими-то телесными отношениями, не имея прямого физического контакта. И это сформирует определенную культуру знакомства.

С другой стороны кризис семьи будет продолжаться, и здесь, возможно, появится совершенно новый тип социального партнерства. В семьях будут появляться новые персонажи, которые будут выполнять функцию виртуального советчика, наставника. Например, когда родители не знают, как поговорить с ребенком о сексе или других вещах, которые его волнуют, они будут обращаться к третьему лицу, с которым легко это обсуждать. И это будет не виртуальный ассистент, а живой человек, который «усыновил» данного ребенка и занимается его воспитанием удаленно. То есть будет развиваться «цифровое материнство» или «небиологическое отцовство».

Мы получим сервис, который позволяет легко и уверенно усыновить ребенка. Потому что база данных большая: информация о том, сколько мы зарабатываем, где работаем, сколько нам лет, наш социальный портрет, будет открытым для большого количества систем. И усыновить детей можно будет в один клик.

ПОЯВЯТСЯ КРУПНЫЕ ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ. ЛЮДИ СТАНУТ БОЛЬШЕ УСЫНОВЛЯТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ ПОЗВОЛИТ ИМ ЭТО ДЕЛАТЬ.

Резюме: институт семьи станет гибким и прозрачным, изменится роль отцов, детей и матерей, появятся семьи с «цифровыми приемными детьми и родителями». Будет развиваться удаленное наставничество и «небиологическое отцовство». Это приведет к новым формам социального партнерства с удаленными формами воспитания, естественной формой усыновления, широко будет применяться искусственное оплодотворение и развиваться искусственный интеллект для планирования семьи.

ЦИФРОВОЙ СЛЕД БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Цифровой след — это большой объем совершенно различной информации, которая через 50-60 лет может быть полезна при анализе жизненных ситуаций.

Например, если у тебя возникает выбор между семьей, разводом, терпением, система тебе говорит, что и тот и другой выбор для тебя является губительным. Потому что 20% людей, у которых была такая же ситуация, в течение 20 лет оказывались на больничной койке с сердечным заболеванием.

Система будет видеть, что огромное количество людей проходило те же ситуации, и из них выход — сейчас на беговую дорожку. Или пройти обследование сердечно-сосудистой системы. То есть цифровые системы будут анализировать человеческую жизнь и видеть случайные связи, свойственные нашему мышлению.

ПОЯВЯТСЯ СЕРВИСЫ ПОДПИСКИ НА ВОЗРАСТ

Представьте себе в ближайшем будущем медицинский сервис, который будет продавать подписку на возраст. Вам говорят: «Вы можете выбрать возраст 45 или 35. 25 уже нельзя. Можем попытаться зацепиться на 50 и удерживать его в течение 20 лет. Вот контракт, вот сумма, вот количество процедур, которые должны быть сделаны».

Представьте себе, что покупаете подписку на 10 лет на возраст 35. Фокус-группа по окончании процедур будет определять ваш возраст на глаз. А другая группа будет определять его по анализам. И если и у той, и у другой мнения совпадут, значит условия контракта выполнены. Если нет — еще 4 процедуры за наш счет. Думайте о том, что бизнес возникнет и здесь тоже — из отношения человека к возрасту.

ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВЫГОНИТ ИЗ ГОРОДОВ

Сама цифровая реальность позволит легче переезжать из одних городов в другие, люди начнут обживать пригороды. Если посмотреть на сценарии, которые вы выполняете в течение дня, в большинстве случаев неважно, где вы находитесь. Часть из вас, конечно, все еще должна находиться в офисе, кричать «свободная касса», например. А часть совершенно спокойно переедет в любой регион, организует для себя пространство собственной жизни. В ближайшие 5-7 лет это будет естественным ходом событий.

Офисы не денутся никуда, потому что коллективное будет важно в любом случае. Нам важен тип мышления, который называется артикуляционным. Когда один человек рассказывает другому свое видение, он в этот момент мыслит. Многие вещи мы видим как образы, а когда мы что-то пересказываем другому человеку, мы начинаем облекать образы в слова и переводить в другой регистр. Поэтому нам нужны другие люди, слушатели, которые время от времени нам говорят: «А я ничего не понял. Объясни еще раз».

Резюме: Люди начнут обживать пригороды, доступность цифровых сервисов и инфраструктуры будет способствовать повышению качества жизни без потери трудоспособности и эффективности.

Rusbase